На московской «вторичке» 60% покупателей потенциально не хотят менять локацию своего проживания – против 40% на «первичке»

23.11.2017

В ИНКОМ-Недвижимость провели исследование, посвященное покупателям-«локалам» на рынке недвижимости старой Москвы: анализу подверглась покупательская активность людей, которые изначально при приобретении жилплощади не собираются менять округ или даже район своего проживания. В частности, выяснилось, что, согласно статистике реально прошедших сделок, осуществляют свое намерение остаться в той же локации 40% от общего числа покупателей на «вторичке» и 20% – на «первичке». Основная причина дисбаланса между реализованным и потенциальным «локальным» спросом на вторичном рынке жилья – возможность приобрести бо̀льшую по площади недвижимость в менее дорогих районах, чем нынешнее место жительства; в первичном сегменте – ограниченный объем предложения в некоторых локациях. Причем по сравнению с периодом десятилетней давности количество потенциальных покупателей-«локалов» на «вторичке» сократилось на 15% из-за увеличения объема предложения в новостройках, а также в результате все более активного освоения рынка недвижимости мобильным поколением Y (людьми 1985–2000 гг. рождения).

По оценке специалистов Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, наибольшая доля потенциального «локального» спроса зафиксирована в ЦАО, самом престижном округе столицы, – 80%. В тройку лидеров по этому показателю входят также ЗАО и ЮЗАО – по 75%. А минимума он достигает в ЮВАО, где лишь 35% от общего числа живущих здесь покупателей «вторички» хотели бы при переезде остаться в данной локации.


Распределение доли потенциальных покупателей-«локалов» по административным округам старой Москвы (за исключением Зеленограда)

Административный округ

Доля потенциальных покупателей-«локалов»

ЦАО

80%

ЗАО

75%

ЮЗАО

75%

СЗАО

75%

САО

70%

ЮАО

45%

СВАО

45%

ВАО

40%

ЮВАО

35%


Сергей Шлома, директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость, поясняет: «Такое явление, как ”локальный” покупатель, типично для вторичного рынка недвижимости столицы, ведь нежелание покидать насиженное место и кардинально менять образ жизни – одно из основных свойств человеческой природы. И к нам часто обращаются клиенты с запросами из серии “подберите мне квартиру в том же подъезде, где я жил раньше, чтобы быть ближе к детям или родителям”. При этом доля покупателей-“локалов” во многом зависит от престижности локации, поэтому максимальных значений данный показатель достигает в центре; идущие в рейтинге следом Запад и Юго-Запад также всегда были элитарными направлениями – как сейчас, так и в советское время. А, скажем, в ВАО и ЮВАО, занимающих две последние строчки рейтинга, есть районы, у которых формируется реальная перспектива со временем перейти в разряд “гетто”, так как в них массово селятся приезжие из бывших союзных республик. Поэтому “коренные” жители зачастую стараются, как только им это позволит материальное положение, переехать в более благополучные локации. Однако и в этих районах есть определенный процент людей, которые не хотят их покидать. Привыкнув к нынешнему месту жительства и инфраструктуре, они, даже имея финансовую возможность для переезда, все равно “мигрируют” в рамках той же локации, хотя и улучшают жилищные условия – например, переезжают из квартиры в “хрущевке” в более современные и качественные дома».

В рамках исследования была выявлена примечательная тенденция: если собственники типовой квартиры, расположенной в спальном районе (относящемся, скажем, к ЮВАО), меняются обычно раз в 10 лет, то оборачиваемость объектов в самом центре, в пределах Садового кольца (расположенных, например, на Арбате, Пречистенке, Остоженке, Тверской) ниже в среднем в два раза – причем довольно часто смена владельца происходит не из-за продажи жилплощади, а в случае ее наследования.

Доля покупателей-«локалов» на первичном и вторичном рынках жилья столицы различается. Комментирует Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость: «В среднем до 40% покупателей хотят переехать в новостройку в том же районе, где они раньше снимали жилье или владели квартирой. Однако лишь 20% от общего числа покупателей в первичном сегменте удается реализовать это намерение, так как в некоторых районах выбор на “первичке” сильно ограничен из-за небольшого объема предложения, а где-то вообще не ведется строительство. И если представленные в данной локации новые жилые комплексы не удовлетворяют потенциальных покупателей из-за стоимости или качественных характеристик, то им приходится делать выбор в пользу “вторички” здесь же или “первички” в другом районе. А у людей, изначально нацеленных на приобретение вторичного жилья и не желающих менять место проживания, выбор гораздо шире, поэтому доля покупателей-“локалов” на вторичном рынке недвижимости Москвы выше, чем в сегменте новостроек».

Однако, по наблюдениям аналитика, реализованный «локальный» спрос на вторичном рынке недвижимости, как и в сегменте нового жилья, не соответствует уровню потенциального спроса. Так, если на «вторичке» в среднем 60% покупателей при переезде не хотели бы покидать свое нынешнее место жительства, то, согласно статистике проведенных сделок, в реальности в том же районе или округе остается 40% от общего числа потребителей (то есть все же большинство желающих). Основная причина, по которой остальным приходится перебираться в другую локацию, – меньшая стоимость жилья. Например, если молодая семья в связи с рождением ребенка хочет переехать в квартиру большей площади – в частности, из однокомнатной в двухкомнатную, – то из-за недостатка средств на приобретение подходящего объекта в этом же районе или округе, особенно если он относится к категории престижных, люди могут перебраться в локацию с более бюджетным жильем. Кроме того, иногда покупателям приходится покидать прежнее место жительства из-за изменения социальных привязок – скажем, из-за смены членами семьи места работы или учебы.

При сравнении описанной выше ситуации с московским рынком вторичного жилья десятилетней давности можно отметить, что за это время число потенциальных покупателей-«локалов» уменьшилось на 15%. О причинах этого рассказывает Сергей Шлома: «Во-первых, десять лет назад объем предложения нового жилья в столице был гораздо меньше, поэтому не наблюдалось такого заметного, как сейчас, оттока покупателей-“локалов” на первичный рынок недвижимости. Во-вторых (и это основная причина), сейчас все большую роль на столичном рынке жилья начинают играть покупатели, относящиеся к т.н. генерации Y (1985–2000 гг. рождения). Они – особенно те люди, которые еще не успели обзавестись своей семьей и детьми, – в силу иной поколенческой ментальности гораздо мобильнее, чем представители предыдущего поколения X, и с большей легкостью меняют место жительства. В долгосрочной перспективе тенденция к уменьшению числа “локалов” во вторичном сегменте жилья будет продолжать развиваться, но весьма медленно – все-таки лидирующую роль на столичном рынке недвижимости пока занимают более “оседлые” покупатели из поколения X».


Материалы по теме

ИНКОМ-Недвижимость
вторичный рынок
покупка квартиры
Сергей Шлома
Дмитрий Таганов

Вернуться к спискуОчевидный тренд: доля проектов с отделкой за год выросла в полтора разаРейтинг девелоперов Москвы – 2017
Спецпредложения
Жилой район Дзен-кварталы. Скидки до 7%
Жилой район Дзен-кварталы. Скидки до 7%
i
Реклама
Декларация находится на рекламируемом сайте
х
Бизнес, комфорт и стандарт-класс. Квартиры с отделкой и балконами. Школы и детские сады. 5 минут до метро. Звоните!
+7 (495) 032-90-12
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!
i
Реклама
Декларация находится на рекламируемом сайте
х
Квартиры с отделкой и террасами в Москве. Школа и детские сады. Рядом Ульяновский и Валуевский лесопарки. Звоните!
+7 (495) 032-76-85
ЖК Скандинавия. Скидки до 7%
ЖК Скандинавия. Скидки до 7%
i
Реклама
Декларация находится на рекламируемом сайте
х
Квартиры в Москве с большим балконом/лоджией. Школы и детские сады. Развитая инфраструктура. Рядом метро. Звоните!
+7 (495) 156-10-93
1-комн. квартира 3,3 млн.p
1-комн. квартира 3,3  млн.p
Московская обл, Павловский Посад г, Кооперативная ул, 18
35 / 16 / 7 м2 1 этаж из 1
Оставить заявку
1-комн. квартира 3,9 млн.p
1-комн. квартира 3,9  млн.p
Московская обл, Кашира г, Ледово д, Ленина ул, 5
33.6 / 17.4 / 7.6 м2 9 этаж из 10
Оставить заявку
2-комн. квартира 8,5 млн.p
2-комн. квартира 8,5  млн.p
Московская обл, Люберцы г, Попова ул, 26
45 / 31 / 6 м2 1 этаж из 5
Оставить заявку
Студия 2,7 млн.p
Студия 2,7  млн.p
Московская обл, Раменское г, Удельная п, Пролетарская ул, с49
18.6 / 15 м2 3 этаж из 3
Оставить заявку
Дом 10,5 млн.p
Дом 10,5  млн.p
Московская обл, Щелково г, Душоново с
соток / 240 м2
Оставить заявку
2-комн. квартира 15,5 млн.p
2-комн. квартира 15,5  млн.p
Москва г, Новокосинская ул, 17к4
54 / 32.3 / 9.2 м2 8 этаж из 17
Оставить заявку
Дом 10,0 млн.p
Дом 10,0  млн.p
Москва г, Новофедоровское п, Кузнецово д, Вербная ул, 11
12 соток / 310.2 м2
Оставить заявку
Дом 34,9 млн.p
Дом 34,9  млн.p
Москва г, Внуковское п, Пыхтино д, 41
10 соток / 350 м2
Оставить заявку
Дом 38,0 млн.p
Дом 38,0  млн.p
Москва г, Зеленоград г, 12-й мкр, к1209
12 соток / 200 м2
Оставить заявку
Дом 29,0 млн.p
Дом 29,0  млн.p
Москва г, Филимонковское п, Братьев Гримм ул, 1к1с2
1.3 соток / 169 м2
Оставить заявку
Участок 2,6 млн.p
Участок 2,6  млн.p
Москва г, Киевский п, Киевский п, Яхонт снт
6 соток
Оставить заявку