Объемы продаж коммерческих помещений в новостройках Москвы сократились более чем на 20%
Апрельский спад, с которым столкнулась жилая недвижимость, не обошел и рынок коммерческих помещений в новостройках. В ТиНАО статистика ухудшилась на 43%, а в «старых» округах – на 69% по сравнению с прошлогодними показателями.
Однако, если взять совокупный результат за первые четыре месяца 2022 г., новомосковским комплексам в целом удалось сохранить достигнутые ранее темпы реализации бизнес-объектов. При этом новостройкам, расположенным в остальных районах, не помог даже мартовский ажиотаж. Используя данные эксперты подсчитали, что в январе-апреле на территории «старой» Москвы было продано 200 с небольшим юнитов коммерческого назначения – в полтора раза меньше, чем годом ранее.
Объекты в новостройках, ориентированные на малый и средний бизнес, с наступлением кризиса заведомо находятся в наиболее уязвимом положении. Когда заряд «невротического спроса» иссякает, они в большинстве своем остаются пустовать. Так было в первую фазу пандемии в 2020 г. (которая также пришлась на апрель), так развивались события и сейчас. Стандартная месячная норма выбывания коммерческих лотов для жилых комплексов «старой» Москвы – 70-90 единиц. Подобный результат был зафиксирован в 8 из 16 последних месяцев. Дважды (в августе и декабре 2021 г.) уровень продаж поднимался выше отметки в 100 единиц. На этом фоне 19 реализованных помещений в апреле 2022 г. выглядят полным фиаско всей индустрии. Правда, следует учитывать, что апрельские итоги все еще не окончательны, но маловероятно, чтобы итоговый счет намного превысил 30 лотов. Это вдвое меньше среднемесячных значений первого квартала и втрое меньше, чем в апреле прошлого года.
Показатели Новой Москвы выглядят куда оптимистичнее. Здесь устоявшаяся норма выбывания измеряется 50-60 лотами (соответствующий показатель фиксировался девять раз с января 2021 г. по апрель 2022 г.). И среднемесячная статистика первого квартала полностью укладывается в эти рамки. Апрель явно выдался хуже ожиданий. На сегодняшний день известно о 27 проданных юнитах коммерческого назначения. После того, как будут обработаны все данные по сделкам, этот показатель может вырасти до 40 единиц или чуть выше. Это хуже, чем в среднем за месяц в первом квартале 2022 г. (54 единицы) и значительно хуже, чем в прошлогоднем апреле (70 единиц), но не катастрофично. Достаточно сказать, что январе-марте 2021 г. среднемесячная норма составляла 43 единицы. Новая Москва по причине менее развитой социальной инфраструктуры гораздо сильнее нуждается в дополнительных коммерческих точках. Это обстоятельство дает некоторые гарантии спроса – как продавцам, так и арендаторам. Соответственно, локации за МКАД не столь критично просели по апрельским продажам.
Резкое снижение потребительской активности в середине весны испортило общие показатели за январь-апрель. Всего предприниматели разобрали в столичных новостройках около 400 коммерческих объектов, что на 20% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Ухудшение итоговых значений объясняется потерями, понесенными девелоперами в «старой» Москве (минус 32% за год). Статистика по ТиНАО за это время почти не изменилась.
Но долю Новой Москвы приходится 21% всех корпусов в экспозиции, 24% предложения на рынке первичного жилья, 28% спроса на него и 3,5% населения. Но ее представительство в структуре сделок с коммерческими помещениями (по указанной выше причине) существенно шире. С апреля 2021 г. по апрель 2022 г. ТиНАО трижды выходили в лидеры по количеству реализованных лотов для коммерческого использования. В июле 2021 г., в декабре 2021 г. и в феврале 2022 г. пропорция новых округов превышала 45%. И лишь однажды – в августе 2021 г. – индикатор опустился ниже отметки в 40%.