За десять лет спрос на коттеджи упал с 80% до 8%, в среднем только каждый десятый просмотр заканчивается сделкой

22.08.2017

Специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость проанализировали, как за десятилетие изменился спрос на коттеджи на первичном рынке загородного жилья Подмосковья. Так, выяснилось, что покупатели готовы просматривать по 20-30 объектов в поисках «того самого» и тратят на это до полугода, 80% из них надеются на ипотеку, однако лишь 10% лотов в предложении удовлетворяют требованиям банков. В качестве новой тенденции эксперты называют резкий рост числа отказных броней, доля которых достигла 25%.


Динамика продаж за десять лет: из 80% в 8%

Десять лет назад на рынке первичного загородного жилья на коттеджи приходилось до 80% заключенных сделок. Впрочем, вскоре у них появились серьезные конкуренты: в 2008 году на рынок вышли будущие лидеры спроса – участки без подряда (УБП), а в конце 2010-го – проекты малоэтажного строительства (МЖД), представляющие для многих разумный компромисс между городской квартирой и загородным домом. Ощутимый удар по популярности коттеджей нанес кризис 2014 года: непрекращающееся падение платежеспособного спроса привело к тому, что последние несколько лет сделки в этом формате составляли не более 8% от общего числа продаж. На данный показатель повлияли и качественные характеристики предложения: до 85% построенных домов – морально и технически устаревшие объекты.

«Проектный цикл поселка составляет 5-10 лет, – объясняет руководитель офиса «Проспект Вернадского» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Сергей Цывин. – Это значит, что все технологические решения, сам концепт продукта были задуманы еще годы назад. За этот срок предпочтения покупателей в отношении площадей, визуального ряда, инфраструктуры серьезно изменились. В итоге построенные дома так и стоят в запустении, а клиент, который хочет купить готовый продукт, но не может найти отвечающий его пожеланиям, блуждает в поисках».

По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, средняя площадь коттеджа сейчас равна 271,5 кв. м, придомового участка – 15,9 сотки, и эти цифры давно не соответствуют запросам нынешних покупателей.

«Если после 2008 года средняя востребованная площадь дома уменьшилась с 400-500 кв. м до 250 кв. м, то в 2013-2014 гг. она дополнительно снизилась до 100-150 кв. м, – рассказывает руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Алексей Сенчук. – Похожая ситуация произошла с придомовыми участками: десять лет назад клиентам было нужно 20-40 соток и более, теперь же они выбирают варианты с 4-10 сотками».

В «экономе» 10:1 в пользу просмотров, в «элитке» – 5:1

Ситуация на рынке приводит к тому, что количество просматриваемых объектов увеличивается, а срок экспозиции – растягивается.

«Покупатели сегодня ездят много: кто-то может посмотреть и двадцать, и тридцать проектов, – делится Сергей Цывин. – Загвоздка в том, что чаще всего эти поиски заканчиваются пониманием, что дома, соответствующего сложившейся в голове картинке, в предложении попросту нет. Либо есть, но стоит он в разы дороже».

«На первичном рынке клиенты обычно смотрят коттеджи от месяца до полугода, – дополняет коллегу Алексей Сенчук. – На “вторичке” этот показатель как минимум вдвое больше. Средние сроки экспозиции в названных сегментах соответствуют этим цифрам, хотя могут достигать 3-5 лет».

Что касается воронки продаж, эксперты утверждают, что в классах «эконом» и «комфорт» соотношение звонков и просмотров примерно равно 1:5, а просмотров и сделок – 10:1. Однако если рассматривать бюджет от 20-30 млн руб., эти цифры могут составлять 1:2 и 5:1 соответственно. При этом успех конвертации просмотра в сделку сильно зависит от качества самого объекта, уровня готовности поселка, статуса дома де-юре и т.д.

Ипотека является еще одним камнем преткновения на «загородке»:

«На ипотеку сейчас рассчитывает 70-80% клиентов, – говорит Сергей Цывин. – Но банки дают ее на загородные объекты неохотно, я бы сказал, что их требованиям соответствует не более 10% лотов от общего предложения. Кроме того, процент по ипотеке здесь безусловно выше, чем в сегменте новостроек, и порой это заставляет потенциальных покупателей пересматривать свое решение в пользу квартиры».

Кризис 2008 vs 2017

Сравнивая влияние двух кризисных ситуаций на рынок загородной недвижимости, специалисты утверждают, что в 2008 году обстановка была однозначно проще.

«Положение было лучше хотя бы с точки зрения наличия денег в экономике, – рассуждает Алексей Сенчук. – Менялись характеристики проектов, появлялись новые форматы, что определенным образом стабилизировало рынок, и временами продажи даже росли. У покупателей не было такого разрыва между желаниями и возможностями, как сейчас, когда они не могут потянуть даже бюджетные варианты с учетом всех дисконтных и ипотечных программ. Мы все чаще сталкиваемся, так скажем, со сделками “в состоянии эйфории”. Т.е. люди бронируют объект, вносят за него деньги, а потом говорят, что заново все обдумали и поняли: если приобрести дом они еще смогут, то отремонтировать и содержать – нет. На этом все и заканчивается. В зависимости от категории и формата поселка доля отказных броней достигает четверти от их общего числа».

«В 2008 году у клиентов еще были деньги, – подтверждает Сергей Цывин. – Даже резкий подъем УБП не мешал рынку: люди покупали участок, затем строили дом, проходя через все этапы с уверенностью и удовольствием. По сравнению с нынешней ситуацией мы ощущали только дуновение кризиса. Сейчас же непросто не только клиентам, но и девелоперам: развить проект с нуля крайне сложно – для этого требуется либо уникальный продукт, либо рискованные игры с ценой на грани себестоимости».


Материалы по теме

ИНКОМ-Недвижимость
Сергей Цывин
Алексей Сенчук

Вернуться к спискуПочему москвичи выбирают недвижимость в Подмосковье?За семь лет узнаваемость формата таунхаусов увеличилась в 3 раза
Спецпредложения
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!
ЖК Родные кварталы. Скидки до 10%!
i
Реклама
Декларация находится на рекламируемом сайте
х
Квартиры с отделкой и террасами в Москве. Школа и детские сады. Рядом Ульяновский и Валуевский лесопарки. Звоните!
+7 (495) 032-76-85
ЖК Скандинавия. Скидки до 7%
ЖК Скандинавия. Скидки до 7%
i
Реклама
Декларация находится на рекламируемом сайте
х
Квартиры в Москве с большим балконом/лоджией. Школы и детские сады. Развитая инфраструктура. Рядом метро. Звоните!
+7 (495) 156-10-93
Жилой район Дзен-кварталы. Скидки до 7%
Жилой район Дзен-кварталы. Скидки до 7%
i
Реклама
Декларация находится на рекламируемом сайте
х
Бизнес, комфорт и стандарт-класс. Квартиры с отделкой и балконами. Школы и детские сады. 5 минут до метро. Звоните!
+7 (495) 032-90-12
1-комн. квартира 5,4 млн.p
1-комн. квартира 5,4  млн.p
Московская обл, Раменское г, Народная ул, 21
33 / 17 / 7.5 м2 3 этаж из 9
Оставить заявку
2-комн. квартира в новостройке 9,9 млн.p
2-комн. квартира в новостройке 9,9  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Петрово-Дальнее с, Ильинский 1-й туп, 1
41.01 / 28.62 / 4.94 м2 5 этаж из 24
Оставить заявку
Дом 3,5 млн.p
Дом 3,5  млн.p
Московская обл, Щелково г, Душоново с, Сосновая ул, 10
5 соток / 40 м2
Оставить заявку
Дом 1,9 млн.p
Дом 1,9  млн.p
Московская обл, Наро-Фоминск г, Чешково д
6.6 соток / 96 м2
Оставить заявку
2-комн. квартира 12,8 млн.p
2-комн. квартира 12,8  млн.p
Москва г, Кировоградская ул, 24к1
44 / 29 / 6 м2 9 этаж из 12
Оставить заявку
Апартаменты 30,0 млн.p
Апартаменты 30,0  млн.p
Москва г, Красносельская Нижняя ул, 35с7
70.6 / 38 / 18 м2 2 этаж из 25
Оставить заявку
2-комн. квартира 19,0 млн.p
2-комн. квартира 19,0  млн.p
Москва г, Красных Зорь ул, 59кБ
53.6 / 38 / 11.8 м2 17 этаж из 21
Оставить заявку
Дом 19,5 млн.p
Дом 19,5  млн.p
Москва г, Троицк г, Терновая ул
6 соток / 100 м2
Оставить заявку
Дом 26,0 млн.p
Дом 26,0  млн.p
Москва г, Марушкинское п, Крекшино д, Запрудная ул, 22
7.5 соток / 250 м2
Оставить заявку
Участок 21,5 млн.p
Участок 21,5  млн.p
Москва г, Первомайское п, Пучково д, Дорожная ул
18.7 соток
Оставить заявку
Участок 9,3 млн.p
Участок 9,3  млн.p
Москва г, Щаповское п, Ознобишино с
8.5 соток
Оставить заявку